"Чижик" - первый в России успешный опыт
государственно-частного партнёрства
в сфере легкорельсового транспорта
Предпосылки
Растущий Красногвардейский район Санкт-Петербурга испытывал острую потребность в транспортном развитии:
— одна станция метро на более чем 350 тыс. жителей района;
— в утренние часы количество пассажиров составляло около 16 000 человек;
— из них 11 600 человек (72,3%) перевозили трамваи.
Старый трамвай не справлялся с возросшей нагрузкой. Существовавшие трамвайные пути, построенные более 30 лет назад, были сильно изношены. Подвижной состав устарел, скорость передвижения низкая, провозная способность трамвая не отвечала требованиям быстро развивающейся территории.
Транспортная концессионная компания предложила решать транспортную проблему района комплексно. План реконструкции сети подразумевал строительство абсолютно новой инфраструктуры, создание современной автоматизированной системы управления движением, а также приобретение подвижного состава, соответствующего стандартам XXI века.
Реализация проекта
В мае 2016 года Транспортная концессионная компания и Санкт-Петербург в лице правительства города заключили концессионное соглашение сроком на 30 лет, из которых 27 лет – эксплуатация. Согласно документу, концессионер – ТКК взял на себя обязательство провести полную замену трамвайных путей, закупить современный подвижной состав, построить высокотехнологичное депо, устроить удобные остановочные пункты с комфортабельными павильонами, а также внедрить принципиально новую для России систему управления движением.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта – 15,4 млрд рублей, из них 3,0 млрд рублей предоставил город. Оставшаяся сумма была привлечена за счет размещения концессионных облигаций суммарным объемом порядка 11,9 млрд рублей и за счет акционерных займов – 0,5 млрд рублей
Проект реализовывался в три этапа:
— I пусковой этап. Март 2018 года. Начало рабочего движения трамваев по маршруту №8.
— II пусковой этап. Декабрь 2018. Начало движения на части маршрута №64.
— III пусковой этап. Сентябрь 2019. Полный ввод всех 4-х маршрутов — запуск маршрута №59 и №63, а также
продление маршрута №64 до Ржевской площади.
В ходе реализации проекта концессионер заново построил 38 км трамвайных путей, включая 14 км маршрутов, оборудовал 40 остановочных пунктов; приобрел 23 единицы высокотехнологичного подвижного состава; построил современное, высокотехнологичное депо для обслуживания трамваев; а также создал и внедрил современную автоматизированную систему управления трамвайным движением.
2019 год — в рамках XIII международного форума «Транспорт России» в номинации «Лучшее решение в области пассажирской логистики» Транспортной концессионной компании была присуждена премия за реализацию первого в России проекта в сфере легкорельсового транспорта. При этом жюри Премии отметило проект трамвайной сети «Чижик» как пример глубокой инфраструктурной модернизации, основанной только на современных технологиях.
Технологии и инновации
При создании новой трамвайной сети концессионер применял только передовые инженерные решения и материалы, а также инновационные технологии.
Особое внимание было уделено надежности, долговечности и безопасности скоростного трамвая. В ходе реконструкции было полностью заменено основание полотна. На прямых участках пути использованы шпалы и современные упругие скрепления, благодаря чему значительно снижен уровень вибрации и шума. Также применены износостойкие, закаленные рельсы.
В ходе реконструкции были полностью заменены: опоры контактной сети, питающие кабели постоянного тока, сама контактная сеть, а также кабельная канализация. Кронштейны подвески контактной сети выполнены из композитного материала – кевларового волокна в полимерной оплетке.
Специально для данного проекта швейцарской компанией «Штадлер» был разработан и изготовлен новый подвижной состав. Пассажировместимость трехсекционных «Чижиков», наличие двух кабин, а также другие характеристики задавались с учетом планируемого пассажиропотока и особенностей сети. Проектом предусмотрена пропускная способность в 90000 пассажиров в сутки.
Пассажиропоток — 33,2 млн пассажиров в год.
Одновременно для проекта было построено новое трамвайное депо, которое по своей технической оснащенности в России не имеет себе равных. Депо включает производственный и административно-бытовой корпуса, собственную котельную, тяговую подстанцию, а также навес для крытого хранения вагонов. Протяженность трамвайных путей в депо 4,4 километра. Мощность парка подвижного состава – более 50 единиц.
Специально для проекта «Чижик» была разработана и уникальная Комплексная автоматизированная система управления трамвайной сетью. Она состоит из почти десятка сложнейших систем, среди которых: автоматизированная система управления трамвайным движением, автоматизированная система управления приоритетным проездом, автоматизированная система управления техническим обслуживанием и ремонтом, автоматизированная система оплаты и контроля оплаты проезда и др.
Качественное изменение транспортной инфраструктуры Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Уже первый год полноценной работы всех четырех маршрутов новой сети показал правильность заложенных в проект инженерных и управленческих решений, которые позволяют говорить о «Чижике», как о действительно современном, комфортном, высокотехнологичном и эффективном трамвае.
2020 год — Транспортная концессионная компания стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Надёжный партнёр – Экология». В номинации «Лучший проект по развитию инфраструктуры и поддержки «new energy vehicle» и экологичных видов транспорта» в категории «Среднее предприятие» победителем была признана Транспортная концессионная компания с концессионным проектом скоростной трамвайной сети «Чижик».
Эксперты высоко оценили качество реализации проекта с точки зрения его безопасности для окружающей среды. Помимо этого, у «Чижика» есть еще одно немаловажное достоинство — запуск современной скоростной системы показал, что городской трамвай это не что-то архаичное. У самого быстрого, вместительного и экологически чистого вида транспорта в России большое будущее.
Одновременно Проект скоростного трамвайного сообщения «Чижик» показал себя и как успешный пример государственно-частного партнёрства в сфере легкорельсового общественного транспорта. Эффективная реализация сложного инфраструктурного проекта заинтересовала многие регионы Российской Федерации.