На трамвайном маршруте «Чижик» тестируется беспроводная связь нового поколения со скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше, сообщает пресс-служба «Транспортной концессионной компании». Целью испытаний является отработка технологий ультра-широкополосной связи на движущиеся транспортные средства (ТС), изучение характеристик беспроводного соединения, его надежности в зависимости от дистанции между трамваем и базовыми станциями, сбор статистики по трафику при различных погодных условиях.

 

Впервые в России для скоростного общественного транспорта тестируется беспроводная связь нового поколения

Для проведения испытаний один из трехсекционных трамваев модели Stadler 85600M «Чижик» (выпускается заводом ЗАО «Штадлер Минск») оборудован четырьмя комплектами приемопередатчиков 10 Гбит/с производства компании «ДОК», установленных на крыше ТС в голове и хвосте состава. Под потолком внутри трамвая смонтирован специализированный контроллер, осуществляющий маршрутизацию и управление трафиком беспроводного соединения. Наличие двух параллельно работающих приемопередатчиков 10 Гбит/с в каждом направлении (вперед и назад по ходу ТС) дает возможность бесшовного переключения трафика при проезде трамвая вдоль базовых станций. Технологически это реализуется как беспроводная связь между трамваем и несколькими базовыми станциями одновременно — с ближайшей и последующей базовыми станциями как в направлении по ходу трамвая, так и в обратном направлении.

По оценке специалистов компании «ДОК», поставляющей оборудование для эксперимента, проект является уникальным не только в России, но и за рубежом, поскольку к моменту начала испытаний нигде в мире не были реализованы такие высокие скорости передачи данных на движущиеся ТС городского общественного транспорта.

По сообщению пресс-службы компании ТКК (оператора трамвайной линии), в мае 2022 года проект будет находиться на стадии основных испытаний. По результатам тестирования уже была подтверждена возможность передачи данных в диапазоне 70-80 ГГц между транспортным средством и сетью оператора трамвайной линии со скоростью до 15 Гбит/с. Соединение бортовой сети ТС с базовыми станциями осуществляется согласно концепции V2N (Vehicle to Network, ТС- к-Сети). Связь V2N является частным случаем более общей схемы соединения V2X (Vehicle to Everything, ТС-ко-Всему).

Отметим, что существующие системы подключения рельсового транспорта к Интернету в основном основаны на применении GSM-модемов. В отдельных, наиболее технологичных проектах используется сеть из придорожных точек доступа Wi-Fi. Обе применяемые технологии характеризуются невысокой скоростью соединения (10-100 Мбит/c) и задержками соединения при переключении с одной базовой станции на другую. Кроме того, характеристики соединения и для GSM-модема, и придорожной сети Wi-Fi заметно ухудшаются по мере роста скорости движения транспортного средства. Поэтому задача организации связи со скоростным транспортом на основе новых технологий является очень актуальной в отрасли.

По оценке специалистов проекта, впоследствии эти технологии станут применимы для скоростных поездов на железных дорогах России, где задача гигабитного соединения с Интернетом еще более актуальна.

Как отметили представители компании «ТКК», «надежная широкополосная связь с подвижным составом позволит повысить комфорт и безопасность пассажиров, обеспечить широкополосный Wi-Fi в салоне, возможность вовремя информировать пассажиров о важных городских новостях, задержках по пути следования, внедрить потоковое видеонаблюдение за дорожной ситуацией и работой водителя с диспетчерского пункта. Более того, 10-гигабитная подвижная связь открывает возможности для новых, все более требовательных к трафику сервисов, которые сейчас даже трудно предсказать».

«Тестирование показывает, что на оборудовании PPC-10G-E можно достичь пропускной способности 10- 15 Гбит/с на каждую единицу городского транспорта. Короткое время развертывания сети и надежность до 99,999% являются исключительно важными характеристиками для проектов в транспортной отрасли. Добавлю, что в России действует так называемый упрощенный порядок лицензирования для диапазона частот 71-76 и 81-86 ГГц. Лицензия Роскомнадзора выдается бесплатно и буквально за несколько дней. Платить за частотный ресурс не требуется», — подчеркнул генеральный директор компании «ДОК» Даниил Корнеев.

Уточним, что исследования в области подвижной связи по концепции V2N (Vehicle to Network) служат целям развития цифровых экосистем на общественном транспорте. Данный проект в Санкт-Петербурге выполняется в сотрудничестве компаний «ДОК» (связное оборудование) и Транспортной концессионной компании (ТКК) как оператора трамвайной линии. Ориентиром для проекта служит Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (Постановление Правительства РФ No1596), нацеленная на повышение доступности качественных транспортных услуг для населения, улучшения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Фото: пресс-служба ООО «Транспортная концессионная компания»

Источник: Впервые в России для скоростного общественного транспорта тестируется беспроводная связь нового поколения (itsjournal.ru)