Инвестиционный процесс в Петербурге нуждается в оживлении, признали участники дискуссии «Реформы для инвесторов. Реформы вместе с инвесторами», состоявшейся в рамках деловой программы Санкт-Петербурга на международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах. При этом представители бизнеса особо подчеркнули, что, помимо прозрачных и стабильных правил игры, условием инвестиционного оживления является финансовый вклад города в осуществление проектов развития.
О том, можно ли увеличить этот вклад с помощью проектов государственно-частного партнерства, в интервью РБК Петербург рассказали вице-губернатор Эдуард Батанов и председатель комитета по инвестициям Роман Голованов.
— В конце 2018 года врио губернатора поручил вам провести полную ревизию инвестиционных проектов города. По каким принципам происходит «отсев»?
— Э.Б.: Прежде всего, здесь нет никакой негативной коннотации. Нет планов все отменить и начать с чистого листа. Просто идей всегда больше, чем реализованных проектов. Какие-то оказались мертворожденными, не пошли, а какие-то перспективны, но тормозятся из-за того, что требуют других подходов. Поэтому первая задача — отделить «живые» от «мертвых» и помочь реальным встать на рельсы. Вторая задача — сконцентрироваться на наиболее эффективных, с социальной и экономической точек зрения, проектах, то есть оценить весь пакет инициатив по этим критериям. Распылять силы городу нецелесообразно. То, что считается реализуемым, интересным и полезным — этим надо серьезно заниматься.
Что касается «отсева», то наш подход не слишком отличается от подхода кредитного отдела банка: потенциальных заемщиков приходит много, но одобрение получают только те, кто способен вернуть средства. Мы оцениваем риски и возможность государства обеспечить свою долю в проекте деньгами или другими активами (землей, помещениями, оборудованием) в перспективе ближайших нескольких лет.
— На дискуссиях в рамках MIPIM утверждалось, что в Петербург нужно вкладывать гораздо больше денег, чем сейчас, и дополнительные объемы инвестиций ожидаются в том числе от города. А есть ли у города такие финансовые возможности в ситуации, когда экономика не показывает бурного роста?
— Э.Б.: Конечно, сейчас не «тучные годы», и это значит, что вложения города должны быть максимально обдуманными и просчитанными. Говоря об увеличении масштаба инвестиций, я бы разделил наши возможности на две группы. Первая — это проекты, которые государству нужны: строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование современной социальной инфраструктуры, развитие здравоохранения и так далее. Второе — это создание воронки проектов частного бизнеса. Здесь город деньгами не участвует, но, являясь заинтересованной стороной в том, чтобы деньги на нашу территорию приходили, помогает частным инвесторам: объясняет правила игры, делает их прозрачнее. На дискуссиях не раз звучало слово «консьерж-сервис»: от инвестиционного блока правительства ожидается, что мы будем таким «единым окном», поддерживающим продвижение инвестпроектов. Это не главный механизм инвестиционного оживления, но тоже нужный.
— Р.Г.: Способ увеличения масштаба инвестиций — это запуск тиражируемых проектов государственно-частного партнерства. Видя перспективный проект, мы делаем модель его реализации тиражируемой, и тогда каждый следующий запуск требует меньше усилий, времени и финансовых ресурсов. Это принцип, которого мы постараемся придерживаться.
Например, проекты новых линий наземного пассажирского транспорта: сам маршрут меняется, а условия реализации сохраняются. Важно не делать «сырых», недоделанных моделей ГЧП. Нужно отработать модель на одном примере до конца, и дальше она масштабируется.
Например, социальный проект строительства пансионатов для пожилых «Опека». В нем высокая социальная значимость, хорошая экономика, понятная модель реализации — и этот проект может быть масштабирован многократно, на весь Санкт-Петербург.
— Э.Б.: Думаю, что и проект скоростного трамвая «Чижик» относится к таким тиражируемым моделям. Городу не обойтись без новых проектов трамвайных линий. У нас есть районы, которые невозможно связать с центром и другими территориями Петербурга иным способом, кроме трамвайных линий. И они обеспечивают хороший пассажиропоток.
— Р.Г.: Эффективность этой модели подтверждена цифрами. Гораздо меньшим подвижным составом перевозится значительный пассажиропоток. Время доставки пассажира из крайней точки до вокзала получается вдвое быстрее, чем с помощью традиционного пассажирского транспорта.
— Строительство линий для «чижиков» может заменить строительство метро, с которым у города возникли серьезные трудности?
— Э.Б.: Я не хотел бы противопоставлять метро и магистральный наземный транспорт. Одно не исключает другого. На каких-то участках действительно проще проложить трамвайные линии, но в целом это взаимодополняющие виды транспорта, каждый из которых выполняет свою функцию. Отказываться от строительства метро, с нашей точки зрения, глупо. Но в строительстве метро самое главное — ритмичность и отсутствие больших перерывов. Если мы будем в течение нескольких лет порядка 100 миллиардов вкладывать в проектирование и строительство, то сможем через какое-то время (лет через 5-6), как в Москве, ежегодно разрезать ленточки на десятках станций. Просто так, запросто, мы точно не построим новые станции метро, до сих пор еще используются некоторые «проходки» советских времен. Строительство метро — это долгий процесс. То, что начинали раньше, мы должны закончить вовремя, с минимальным отставанием. А новое строительство — это вопрос ритмичности финансирования. И в любом случае, у каждого дома станции метро не будет, так что необходимы разные элементы транспортной сети.
— Вы решаете, в том числе, судьбу проекта аэроэкспресса или его альтернатив. В какой логике решается этот вопрос?
— Э.Б.: Конечно, какую-то внеуличную связь с Пулково делать нужно. Будет ли это метро или, например, трамвай — у меня на этот счет есть свое видение. Мы в ближайшее время с профессиональным сообществом обозначим приоритетные решения и будем обсуждать их в публичном формате. Много факторов нужно учитывать. Полагать, что для решения транспортной проблемы достаточно прорыть метро, — большая ошибка. Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти утром на станцию метро «Ленинский проспект» и посмотреть, что там происходит. Решать проблемы в одной точке, создавая их в другой — не самый правильный способ. Для того, чтобы учитывать все сложности и варианты их устранения, и существуют профессионалы по транспорту. Мы обсуждаем с ними этот и другие проекты транспортной инфраструктуры в еженедельном формате. Скоро, надеюсь, порадуем вас новостями.
— Город заявил о том, что будет работать по модели ГЧП с IT-проектами. Что конкретно имеется в виду?
— Р.Г.: ГЧП — это всего лишь средство упаковки проектов. Средства вторичны по отношению к целям. А цели — работать на тех рынках, в тех отраслях, которые дадут городу максимальную отдачу на вложенные ресурсы, как например, сфера информационных технологий. Сейчас IT — это резко растущий рынок, в котором Петербург занимает 15% от всей индустрии в РФ. В каких-то нишах он занимает второе место после Москвы, а в каких-то и первое. Теперь надо разобраться с теми услугами, которые город хочет получить на этом рынке, а также с теми услугами, которые должны получить граждане, чтобы качество их жизни возросло, а дальше подготовить проекты совместного производства таких услуг по модели ГЧП и их реализовать.
В этой сфере огромный потенциал. Скажем, рост рынка IT в сфере искусственного интеллекта прогнозируется в 40 раз к 2024 году, поэтому при всех прогнозируемых сложностях, мы с энтузиазмом смотрим на перспективы сотрудничества с инвесторами в IT-сфере. Конечно, при условии, что это будут компетентные инвесторы, которые глубоко понимают свой сегмент и умеют управлять технологическими рисками.
При этом проекты в IT-секторе, возможно, самые сложные во всей сфере государственно-частного взаимодействия — слишком стремительно происходит обновление продуктов и технологий. В РФ еще никто не подошел к реализации ГЧП-проектов в IT-секторе, и это будет интересная работа.