фото: Иван Куртов

Спасти рядового «Чижика»

Если трамвай сойдёт с пути, его вернут на рельсы работники Дирекции аварийно-восстановительных средств

В середине прошлой недели работники восстановительного поезда № 4001 Дирекции аварийно-восстановительных средств (ДАВС) совместно со специалистами Транспортной концессионной компании (ТКК) отрабатывали ликвидацию последствий схода с рельсов трамвая «Чижик». Учения проводились в депо на улице Хасанской.
Чуть больше года назад по улицам и прос­пектам Красногвардейского района начали курсировать «Чижики» – симпатичные комфортабельные трамваи. Два маршрута – 8-й и 64-й – обслуживает ООО «ТКК», заключившее концессионное соглашение с правительством Санкт-Петербурга. Кстати, это пока единственный в России пример государственно-частного партнёрства в сфере общественного транспорта.

За всё прошедшее со старта проекта время «Чижик» ни разу не сходил с рельсов. Безаварийности удалось добиться в том числе и по причине обновления инфраструктуры: перед запуском маршрутов силами ТКК в Красногвардейском районе были реконструированы трамвайные пути. Но недостаточно качественная уборка путей, попадание в жёлоб рельса постороннего предмета могут обернуться неприятными последствиями.

Держать свою аварийную службу для ТКК экономически неоправданно. Поэтому компания заключила договор с Дирекцией аварийно-восстановительных средств Октябрьской дороги. В случае, если «Чижик», не дай Бог, сойдёт с рельсов, ему на помощь придут железнодорожники. А для того, чтобы специалис­ты ДАВС могли детально ознакомиться с этим новым для них направлением работы, проводятся ежеквартальные учения.

Перед началом работ в депо заехал восстановительный поезд – машина со специальным оборудованием. Было решено отработать два варианта возвращения «Чижика» на рельсы.

В депо стоял шум, который создавали обеспечивающие работу гидравлических домкратов насосы. При помощи домкрата, установленного сбоку трамвая, мастера поезда приподняли головную секцию, сдвинули её вправо от рельса, имитировав сход, а затем вернули обратно. Это заняло примерно час. Затем те же действия были произведены на торце вагона.

– Недавно к нам поступили новые, менее грузоподъёмные домкраты, которые в порядке эксперимента мы решили применить здесь, при подъёме не самого тяжёлого груза, – говорит начальник восстановительного поезда № 4001 Виталий Полуянов. – Длина штоков этих домкратов всего 20 мм, поэтому нужно было несколько раз «перекладываться». Процесс занял больше времени, чем в том случае, когда домкрат мы подводили сбоку.

По словам Виталия Полуянова, при возникновении нештатной ситуации с трамваем выедет тот поезд, который ближе всего к месту аварии. На восстановление движения должно уходить не более двух часов. При этом потеря нескольких минут не имеет большого значения, поскольку «Чижики» следуют по выделенным линиям.

Добавим, что в недалёком будущем ТКК планирует запустить ещё два маршрута в том же Красногвардейском районе, и в случае необходимости на помощь также придут железнодорожники.

Справка:
«Чижик» – продукция фирмы «Штадлер Минск». Сегодня это самый длинный в мире трёхсекционный трамвайный вагон. Уникальный дизайн и компоновка суперсовременного «Чижика» разрабатывались индивидуально, под требования технического задания в рамках концессионного проекта. Масса одной секции – 20 тонн.
Давид Генкин