Фото: «Петербургский дневник»
Подготовка к чемпионату мира по футболу в лучшую для регионов сторону изменила ситуацию со строительством станций метро. «Позиция федерального центра всегда была такой: метро – это муниципальное дело. Будь то Москва, Петербург или любой другой город России», – сказал Эдуард Батанов.
Подземка и Ленобласть
Но за несколько лет до мирового футбольного первенства Петербург получил из Москвы около 15 миллиардов рублей на строительство станций «Новокрестовская» и «Беговая». Поэтому у города появилась, как выразился вице-губернатор, «робкая надежда» на то, что федеральный центр и дальше будет помогать с подземкой.
Сумма, которая будет отражена в заявке на строительство станций в Буграх, Кудрово, а также на одном из южных направлений, пока неизвестна, ее просчитают специалисты. Но даже если эти средства одобрят, то строительство новых подземных направлений займет время.
Гораздо быстрее, по словам Эдуарда Батанова, получится запустить электрички, связывающие Кудрово с Ладожским вокзалом. Еще одно перспективное направление – тактовое движение «Ласточек» из Красного Села до Балтийского вокзала.
Переговоры об открытии этих направлений город планирует провести в ближайшее время.
Трамвайные перспективы
Эдуард Батанов признал: одним только метро транспортные проблемы отдаленных районов не решить. Городу нужен наземный транспорт, при этом судьба большей части трамвайных концессий пока остается неясной. Пожалуй, самые понятные перспективы – у частной трамвайной линии Шушары – Славянка.
В мае 2018 года город выбрал инвестора – ООО «Балтнедвижсервис», учрежденное петербургским дорожником «АБЗ1» и Газпромбанком.
Компания предложила построить линию за 34 миллиарда рублей. До конца прошлого года с ней планировали подписать концессионное соглашение. Но из-за кадровых перестановок в Смольном проект приостановили. Но не забыли.
«Понятно, что линия Шушары – Славянка нужна», – считает Эдуард Батанов. По его словам, Смольный ведет переговоры с инвестором с февраля и уже есть подвижки. Скорее всего, решение будет принято в мае.
Эта линия учтена в генплане развития города, трамвай будет привозить петербуржцев к станции метро «Купчино», которая со временем должна стать транспортно-пересадочным узлом.
В любом случае, у города есть позитивный опыт строительства частной трамвайной линии – в марте прошлого года в Красногвардейском районе запустили трамвай «Чижик». Сейчас составы производства «Штадлер-Минск» курсируют по двум маршрутам – №8 и 64. К сентябрю 2019 года проект «Чижик» полностью завершится. Трамваи будут ходить по Ириновскому проспекту, Рябовскому шоссе и улице Потапова, где заканчивается строительство депо для «Чижиков».
Фото: пресс-служба Эдуарда Батанова
Фрунзенский радиус
В то же время ситуация на стройплощадках Фрунзенского радиуса пока далека от идеальной. Три станции метро – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» – должны открыться к 1 сентября, однако Эдуард Батанов констатировал: «Метрострой» сильно отстал от установленного городом графика строительства.
Насколько серьезно отставание, он не уточнил, однако отметил, что город сделал все возможное и даже больше для того, чтобы генеральный подрядчик закончил строительство нового участка Фрунзенского радиуса в установленный срок.
«Далеко не все возможное сделали «Метрострой» и его подрядчики», – отметил Эдуард Батанов. Нужно напомнить, что строительство трех станций началось в январе 2014 года. Тоннель прошли двухпутным щитом «Надежда». По условиям госконтракта, «Метрострой» должен был завершить строительство к 20 декабря 2018 года. Однако осенью стало известно о серьезных финансовых трудностях компании.
Проблемы затянулись настолько, что в январе 2019 года Смольный заявил о расторжении контракта с «Метростроем», планировалось, что станции достроит другая компания. Но конкурс по ее выбору не состоялся, город решил дать шанс петербургскому метростроителю.
В створе Фаянсовой и Зольной
Эдуард Батанов заявил, что откладывать строительство широтной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц бессмысленно. Город уже приближается к реализации этого масштабного проекта.
«Сейчас идет проектирование первого участка трассы – от западного скоростного диаметра (ЗСД) до Витебского проспекта, его закончат в июне», – сказал Эдуард Батанов.
Планируется, что подключение первого участка новой дороги к ЗСД выполнит концессионер «Магистраль Северной столицы». «Это наиболее быстрый и экономически оправданный способ», – сказал вице-губернатор Санкт-Петербурга. По остальным участкам, по его словам, идет формирование проектов планировки территории.
В сентябре 2018 года их уже обсудили с петербуржцами. Тогда жители Невского района высказали недовольство планами по строительству моста через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Им бы хотелось видеть тоннель. Но, как сообщил Эдуард Батанов, окончательного решения этого вопроса на сегодняшний день пока нет.
Зато существует аж четыре варианта надземного перехода через Неву и всего один подземный. При этом разница в цене между самым дорогим и самым дешевым способом связать берега – в четыре раза. «Любое решение будет иметь как противников, так и сторонников», – сказал вице-губернатор, напомнив, что и западный скоростной диаметр петербуржцам пришлось ждать долго.
Фото: «Петербургский дневник»
Платный транспондер
Западный скоростной диаметр, вызвавший в свое время много споров и недовольства, уже стал одной из главных дорог Петербурга. Его годовой трафик дорос почти до 90 миллионов автомобилей. Более 80% водителей оплачивают проезд с помощью транспондеров. Пока их можно получить бесплатно, но инвестор может начать продавать эти устройства. По словам Эдуарда Батанова, такая перспектива сейчас обсуждается.
«Петербург – единственный город, где транспондеры остаются бесплатными. 80% поездок оплачивается ими. Чтобы проехать по любой платной дороге в стране, можно иметь один транспондер», – сказал Эдуард Батанов.
В какую сумму обойдется водителям устройство, пока неизвестно. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга, цена может быть чуть выше себестоимости. Но в «Магистрали Северной столицы» перспективу продажи транспондеров комментировать пока не стали. «Обо всех фактах изменений мы информируем пользователей заранее», – сообщили в компании.
СКК: проще снести
Решение о дальнейшей судьбе Петербургского СКК будет принято в этом году.
По мнению Эдуарда Батанова, наиболее экономически обоснованный вариант – снос комплекса и последующее строительство инвестором на его месте новой арены для чемпионата мира по хоккею 2023 года.
По словам вице-губернатора, городу нужен новый объект. Каким способом он его получит, станет понятно по итогам обследования и представленных проектных решений.
Эдуард Батанов подтвердил, что в конкурсной документации не будет указано, что конкретно предстоит сделать инвестору – снести или реконструировать здание СКК. Однако последний вариант все же возможен.
«Этому зданию очень много лет, материалы, технологии, логистика – все ушло далеко вперед», – сказал вице-губернатор.
Отметим, что проект реконструкции Петербургского СКК представили на Петербургском международном экономическом форуме – 2018. Для этого город планирует заключить концессионное соглашение с инвестором.
СПРАВКА
29 новых станций метро запланированы в Петербурге к 2032 году, в первую очередь подземка придет в Красносельский район.
15 остановок должны появиться на трамвайной линии, ведущей от станции метро «Купчино» до Славянки.
90 рублей составит предположительная цена проезда для водителей по первому участку новой магистрали.
На строительство новых станций метрополитена город планирует выделять около 30 миллиардов рублей ежегодно.