Вице-губернатор Санкт‑Петербурга Максим Соколов принял участие в итоговом Пленарном заседании Форума «Общественный транспорт 2021» в Москве. Основной целью мероприятия стала консолидация инициатив бизнес-сообщества по модернизации пассажирского общественного транспорта в регионах России. Стратегическими партнерами выступили ведущие предприятия-производители подвижного состава, инфраструктурные и ИТ-компании.
В работе Пленарного заседания также приняли участие: директор Департамента транспорта Аппарата Правительства Российской Федерации Анатолий Мещеряков, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей, заместитель руководителя ФНС Дмитрий Сатин, Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, Председатель Совета директоров АО «Синара – Транспортные Машины» Александр Мишарин, Президент ООО «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур, Управляющий партнер по России Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков.
Участники Форума обсудили ключевые для отрасли вопросы государственно-частного партнерства, внедрение цифровых решений на транспорте, популяризацию общественного транспорта для пассажиров и другие.
По прогнозам Росстата, к 2035 году население петербургской агломерации превысит 7 млн человек. В среднем 400 тысяч человек ежедневно совершают поездки из Санкт‑Петербурга в Ленинградскую область и обратно. Поэтому интеграция и обеспечение качественных транспортных связей двух субъектов является важной целью развития транспортной системы региона, необходимым условием для комфортной жизни в растущем мегаполисе.
Вице-губернатор Санкт‑Петербурга Максим Соколов доложил, что Правительством Санкт‑Петербурга ведется активная работа по развитию Санкт‑Петербургского транспортного узла. В Северной столице при общем объеме перевозок порядка полутора миллиардов человек, на метрополитен приходится основной объем — 750 млн человек в год. Для развития метрополитена и обеспечения потребностей жителей предусмотрены мероприятия по закупке подвижного состава и строительству инфраструктуры, в том числе на территории Ленинградской области – это станция метро «Кудрово» и электродепо «Правобережное».
До 2024 года запланировано строительство новой железнодорожной линии от станции «Шоссейная» до станции «Пулково» с выходом на Балтийский вокзал. На перспективу предполагается изменение трассировки маршрута Д-1 с прохождением его через аэропорт «Пулково» транзитом.
«На строительство второй очереди аэропорта «Пулково» планируется привлечь средства в объеме более 40 млрд рублей. Этот стратегически важный для города проект с применением государственно-частного партнерства позволит вывести «Пулково» в ряд лидирующих аэропортов Европы», — отметил вице-губернатор Санкт‑Петербурга Максим Соколов.
Максим Юрьевич рассказал об опыте Санкт‑Петербурга по применению государственно-частного партнерства в сфере общественного транспорта. В 2019 году в полную мощность запущен частный трамвай «Чижик» в Красногвардейском районе Санкт‑Петербурга. Инвестором концессионного проекта выступило ООО «Транспортная концессионная компания». В рамках проекта закуплено 23 высокотехнологичных трамвая «Чижик», поставщиком подвижного состава является ЗАО «Штадлер Минск».
В настоящее время проектируется уже вторая трамвайная концессия – линия от станции метро «Купчино» до жилого микрорайона «Славянка».
Инвестиционно-транспортный блок продолжает работу и над новыми трамвайными линиями. Так, обсуждается перспективный проект в направлении от Колпино до станции метро «Шушары».
Правительством Санкт‑Петербурга также разработана Программа развития городского электрического наземного пассажирского транспорта. Срок ее реализации составляет 8 лет.
«К 2024 году на модернизированную трамвайную сеть выйдут 326 новых трамваев, в том числе, 76 — внешне стилизованных под ретромодели для работы в историческом центре Санкт‑Петербурга. В этой же перспективе в городе появятся 349 новых троллейбусов, в том числе 107 — с увеличенным автономным ходом. Параллельно с этим будут реконструированы депо и инфраструктура двух трамвайных парков. На перспективу до 2028 года планируется реконструкция трамвайных путей и энергохозяйства на всей маршрутной сети и полное обновление подвижного состава», — отметил вице-губернатор Максим Соколов.
Максим Юрьевич также рассказал о внедрении в Санкт‑Петербурге новой модели транспортного обслуживания пассажиров. В ее рамках весь подвижной состав будет не ранее 2021 года выпуска. Среди обязательных требований – наличие системы климат-контроля и информирования с возможностью передачи экстренных и оперативных сообщений, оплата проезда бесконтактными картами, низкий пол и «безбарьерная» среда для инвалидов.
Со второй половины 2020 года для всех участников рынка городских пассажирских перевозок Правительством Санкт‑Петербурга введено единое требование – закупка подвижного состава только на экологически чистых видах топлива (электротранспорт, газомоторный). При переходе на новую модель транспортного обслуживания пассажиров в 2022 году на маршруты города выйдут 2794 автобуса, использующих природный газ в качестве моторного топлива, из них 371 автобус с использованием компримированного природного газа в качестве моторного топлива, 2423 автобуса с использованием сжиженного природного газа.
Реализация новой модели транспортного обслуживания будет осуществляться в три этапа – это позволит пассажирам легче сориентироваться в новых и измененных маршрутах, а перевозчикам распределить свои затраты при закупке новой техники.