


Трамваи в Северной столице в основном ходят по обычным дорогам со множеством машин. На этом фото — один из самых популярных трамваев города,»рестайлинговый» ЛВС-86
Вообще, трамвай в Петербурге — это до сих пор огромная сеть путей. По состоянию на прошлый год в городе было 40 маршрутов, по которым ходил 771 трамвай. Подвижной состав крайне разношерстный. Тут и старые вагоны производства ПТМЗ, и более современные, почти «московские» Витязи, и Усть-Катавские трамваи КТМ, и много чего еще. Весь этот «зоопарк» громыхает по кривым путям, проложенным прямо по обычным дорогам — через пробки и с высоким риском аварии от подрезки очередного такси или каршеринга…

Трамвайное движение в среде Чижиков плотное
На этом фоне зеленые гусеницы 33,5-метровых Чижиков, бегающие по обособленным путям с собственными удобными остановками-платформами, выглядят чуть ли не транспортом будущего. Напомним, что за эту систему (не только сами трамваи, но и всю инфраструктуру: пути, остановки, депо и т.д.) отвечает компания ТКК, причем по тридцатилетнему договору концессии. Именно по этой причине пользоваться рельсами Чижиков не могут остальные городские трамваи: договор предусматривает работу только «своих» трамваев.

Выезжая на перекресток, 33-метровый «Чижик» практически полностью перекрывает проезжую часть
А это, кстати, выпущенные в Белоруссии вагоны под швейцарской маркой Stadler. Они разработаны еще в период альянса с заводом Белкоммунмаш, но модернизированы и доработаны. Если в 2018 году, когда система только запускалась, на маршруты выходило всего девять трамваев, то теперь их уже 23. Да и сама сеть в Красногвардейском районе расширилась.

Актуальная схема маршрутов в салоне трамвая
Маршруты, как и прежде, выполнены по принципу куста — с корнем у Ладожского вокзала. Оттуда, помимо трех прежних конечных точек (ул. Передовиков, пр. Наставников и станция Ржевка), на Чижике отныне можно добраться и до улицы Потапова. Туда же из временного пристанища на Хасанской улице переехало и депо.

Территория депо смотрится столь же современно как и сами трамваи
Оно, кстати, особенно в морозную солнечную январскую погоду, выглядит классно — чистая современная территория с ярким техническим зданием в расцветке всей системы. Кстати, похоже, тут строится и еще один цех — его каркас уже возведен.

На остановке около депо — пустынно
На первой после депо остановке «Ул. Электропультовцев» в выходной день совершенно безлюдно. Тем не менее тут присутствуют отдельные платформы и есть карта маршрутов с расписанием — за замерзшим стеклом. Из нее можно узнать, к примеру, частоту работы трамваев, которая для моего маршрута №59 составляет в выходные дни аж 18 минут — на остальных направлениях вагоны ходят чаще: минимальный интервал движения трамваев №8 и 64 составляет восемь минут.

С места в хвосте салон выглядит бесконечным, сиденья установлены по схеме два плюс два
Вот и Чижик подъезжает. В огромном салоне тепло и светло. Прикладываю к одному из терминалов банковскую карту — оплата проходит очень быстро. Кстати, с 2018 года проезд подорожал — и теперь стоит 60 рублей вместо 40. Также тут принимают проездные, а можно приобрести билет и за наличные — в сверкающем аппарате.

Отделка элементов салона такая же яркая, как и внешность
Идет трамвай тихо и быстро — слегка покачиваясь. Но при проезде стрелок и в крутых поворотах все же нет-нет да чем-то загремит и завибрирует. Салон выполнен качественно — панели отделки состыкованы отлично. Интересно, что даже в выходной на следующих остановках заходит очень много людей: толкучки нет, но сидячие места практически все заняты. В районе, где нет метро, такой трамвай неплохо его заменяет.Наличными можно оплатить проезд в этом терминале
Валидатор считывает карту очень быстро
Наличными можно оплатить проезд в этом терминале
Валидатор считывает карту очень быстро 1 / 2
А вот и контролеры. Вежливый мужчина в зеленой жилетке предлагал всем приложить билеты к его терминалу. Но, узнав, что я оплатил проезд картой, просто попросил назвать четыре последние цифры ее номера — вбил их в планшет и увидел подтверждение оплаты. Такая система куда удобнее и безопаснее той же московской: там свою карту надо передавать контроллеру — с риском «слить» личные данные третьим лицам.

Трамвай едет без водителя? Нет, просто на фото задняя кабина!
Путь до Ладожского вокзала длиной около 6,5 км занял чуть больше 15 минут. А там — целый пассажирский терминал. Прямо с трамвая тут можно пересесть на автобус, пройдя буквально пару метров, и все это под крышей — удобно! Чижики тут высаживают пассажиров, чуть отъезжают и, не разворачиваясь, меняют направление движения (кабины у трамваев предусмотрены с обеих сторон) — разворотные круги им не нужны.

Номер маршрута дублируется и на кабинном модуле
А что нужно, так это распространение подобной системы по всему городу! Как минимум для жителей многих спальных районов такой транспорт с четким расписанием и удобной инфраструктурой стал бы отличным подспорьем на маршруте от дома до метро. Но, увы, пока в планах города расширение маршрутной сети Чижиков не значится.
