Кондуктор, нажми на автомат. Перевозчики не торопятся устанавливать билетные автоматы
Разрешение устанавливать аппараты по продаже билетов не вызвало энтузиазма у перевозчиков
Комитет по транспорту разрешил устанавливать в автобусах, троллейбусах и трамваях автоматы по продаже билетов. Но «одушевленные контролеры» могут пока не переживать: перевозчики считают эту затею бессмысленной и неокупаемой.
«Мы даем возможность установить в транспортных средствах специальные автоматы по продаже билетов. Обязанностью это не будет. Каждый перевозчик сам определит, сколько установить автоматов и что делать с кондукторами», — пояснили «ДП» в пресс–службе комитета, отмечая, что решение по изменению правил перевозки было совместным — и ведомства, и перевозчиков.
По данным «ДП», на совещании в комитете перевозчики единогласно заявили, что не видят смысла в установке автоматов по продаже билетов.
«Один такой терминал стоит около полумиллиона рублей, эти вложения никогда у нас не окупятся», — поделился своей версией подсчетов и видением ситуации директор по перевозкам компании «Питеравто» Роман Юренев.
Сейчас такие автоматы установлены только в скоростных трамваях «Чижик» (проект, реализуемый в Красногвардейском районе по концессии компанией «ТКК»). Принципиальный отказ от кондукторов был заложен в этот проект еще на стадии его разработки, поэтому помимо аппаратов по продаже билетов в «Чижике» реализованы все безналичные формы оплаты. И аппараты — это скорее резервный вариант.
«Чижик» большой по вместимости, за один рейс можно перевезти порядка 400 человек. У нас такого нет, максимум 110. Поэтому для них эти автоматы могут быть выгодны», — уточнил Роман Юренев.
Как рассказали в ТКК, стоимость автоматов для этого проекта варьируется в пределах 200 тыс. рублей. Концессионер несет и дополнительные траты, связанные с обслуживанием, но есть свои плюсы. «Нет необходимости содержать помещения и персонал для пересчета наличных денег, а у контролеров нет финансовой ответственности за деньги и не тратится время на прием и сдачу средств. Упрощается документооборот — после инкассации банк сразу переводит средства на счет компании, увеличивается прозрачность операций и облегчается отчетность», — прокомментировали в ТКК.
Что касается зайцев, то их процент на маршрутах ТКК значительно ниже, чем в среднем по городу (3–5%). Все трамваи оборудованы специальными датчиками, которые с точностью 95% показывают количество вошедших и вышедших пассажиров. Компьютер в режиме реального времени отслеживает процент оплативших проезд, и все данные поступают контролерам.
ГУП «Горэлектротранс» тестировало два вида аппаратов по продаже билетов на троллейбусных маршрутах № 8 и №47 в 2014 и 2016 годах. Как пояснили в компании, при повсеместном внедрении автоматов придется учитывать, что они займут в салонах место, а если сломаются, то в оперативном режиме придется вывести транспорт на замену. И, поскольку при наличии автоматов не будет кондукторов, остро встает вопрос контроля оплаты проезда и увеличения числа контролеров на линии.
В ближайшее время ГУП не планирует оснащать трамваи и троллейбусы аппаратами по продаже билетов. К тому же, как отмечают в компании, в 2018 году билеты на электронных носителях стали значительно популярнее. Так, поездки по разовым билетам составили лишь 30%, все остальное пришлось на электронные носители (25% из них — «Подорожник»).
«Пассажиравтотранс» тоже не планирует устанавливать автоматы для продажи билетов. В АО «Третий парк» от комментариев воздержались.
Источник: https://www.dp.ru/a/2019/04/15/Malim_bankam_ploho_platjat