— Зона нахождения водителей, она же зона ресепшена, здесь с утра собираются работники.
Скоростной трамвай начинается на проходной депо. Компьютер по пропуску идентифицирует машиниста и выдает уже выписанный путевой лист в соответствующей ячейке. Затем — обязательная проверка состояния здоровья: давление, температура, тест на алкоголь. И здесь все тоже делает автоматика, медработник лишь анализирует полученные данные. На все процедуры уходит не более пяти минут.
Пока водители «Чижиков» проходят предрейсовый контроль, в депо к выходу на линию готовят подвижной состав. Проверяют узлы, силовые установки, чистят и дезинфицируют салон. Все процессы максимально оптимизированы.
КИРИЛЛ РАДИОН,корреспондент: «Трамвайные колеса должны сохранять определенные размер и форму, поэтому их необходимо периодически протачивать. Обычно на одну колесную пару с демонтажем и установкой уходит до восьми часов. В случае с «Чижиками» такой роскоши себе позволить не могут, и для этого установили специальный подрельсовый станок. Он обрабатывает весь состав — а это восемь колесных пар — за четыре часа».
Особые требования — к безопасности. В депо установлена единственная в России сдвижная контактная сеть. Это позволяет поднимать вагон и работать как снизу, так и сверху.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВ,руководитель филиала транспортной концессионной компании: «Выход на антресоль закрыт дверью с электромеханическим замком. Пока у вас включено напряжение контактной сети и не выдвинута антресоль, вы попросту там не окажетесь. Тем самым мы максимально возможными способами исключили получение электротравмы персоналом».
Сейчас на четырех маршрутах курсируют 20 составов. Интервал движения — от двух с половиной минут. Средняя скорость — 25 км/ч. На первый взгляд, немного, но в каждом светофорном цикле для «Чижиков» есть выделенная зеленая фаза. За порядком на линиях следят 360 камер. Вся информация стекается в диспетчерский центр. Все это и позволяет обеспечивать скорость и качество перевозок.
КРИСТИАН БЕТТГЕР,эксперт международного исследовательского общества дорог и транспорта: «Если также подойти к остальным районам города, то это будет также работать, это будет такой же успех. Но важно трамвай вернуть и в город. Это будет сложнее, это будет подороже, но это имеет смысл».
Сейчас проект «Чижик» вышел на проектную мощность. За два года скоростные трамваи перевезли свыше 35 миллионов пассажиров. В транспортной концессионной компании заявили, что готовы и дальше развивать это направление общественного транспорта. Возможные варианты обсуждаются с правительством.