Транспортная концессионная компания
Новые трамвайные пути Санкт-Петербурга

Стратегия развития Санкт-Петербурга и транспортная стратегия РФ предполагают развитие городской пассажирской транспортной инфраструктуры посредством реализации концессионных соглашений.
Концессионный проект создания, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе – первый в России проект в сфере легкорельсового транспорта.

Растущий Красногвардейский район Санкт-Петербурга испытывал острую потребность в транспортном развитии:
— 1 станция метро на более чем 350 тыс. жителей района;
— В утренние часы количество пассажиров — коло 16000;
— Из них 11600 перевозили трамваи.
Существующая в районе трамвайная сеть является опорной. На неё ложится вся нагрузка по обеспечению переключения пассажиропотоков на всю опорную сеть города через станцию метро «Ладожская».

Старый трамвай не справлялся с возросшей нагрузкой. Существовавшие трамвайные пути, построенные 30 лет назад, были сильно изношены. Подвижной состав устарел. Скорость передвижения низкая.

Для решения сложившейся транспортной проблемы был инициирован Проект создания, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, который реализует ООО «Транспортная концессионная компания» на основе Концессионного соглашения, заключённого с городом Санкт-Петербургом 30 мая 2016 года.
Срок Концессии – 30 лет.
Срок эксплуатации – 27 лет.

11 апреля 2016 г. правительство Санкт-Петербурга одобрило разработанный Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга проект постановления «О заключении концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга».

В соответствии с постановлением Правительства СПб от 15 октября 2015 года № 936 «О заключении концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга» Комитетом по инвестициям был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения.

25 марта 2016 года поступило конкурсное предложение от ООО «ТКК», что и стало основанием подготовки концессионного соглашения.

Сторонами Соглашения являются Санкт-Петербург (концедент) и заявитель, предоставивший единственную заявку для участия в Конкурсе (концессионер). Концессионер примет на себя обязательства по созданию и реконструкции трамвайной сети, частичному финансированию её создания и реконструкции, а также эксплуатации объекта, включая перевозку пассажиров, деятельность по содержанию и ремонту сети в течение срока действия Соглашения — 30 лет с даты заключения. Предусмотрен срок проектирования, создания и реконструкции объекта — не более 30 месяцев с даты подписания Соглашения.

Для реализации проекта концессионеру по договорам аренды были предоставлены земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, при этом право собственности на созданный объект Соглашения будет принадлежать концеденту.

В ходе реализации проекта концессионером были проложены новые трамвайные пути протяжённостью более 14 км., смонтирована современная контактная сеть, установлено 40 комфортабельных остановок, закуплено 23 высокотехнологичных трамвая швейцарской компании Stadler, с оригинальным дизайном и уникальным названием «ЧИЖИК», построено высокотехнологичное трамвайное депо аналогов которому в России пока нет.

Модернизация трамвайного сообщения в Красногвардейском районе была завершена в III квартале 2019 года. 1 сентября началась эксплуатация всех четырёх маршрутов первого в России проекта скоростного трамвая «Чижик».

Первый год полноценной работы новой трамвайной сети показал правильность заложенных в проекте инженерных и управленческих решений, которые уже сегодня позволяют говорить о «Чижике», как о действительно современном, комфортном, высокотехнологичном и эффективном трамвае. Об этом свидетельствуют беспристрастные цифры:

— Если до реконструкции на маршрутах «Чижика» трудилось 42 единицы подвижного состава, то теперь оператору в часы пик достаточно 20-ти вагонов;

— Существенно возросла средняя скорость движения. Сегодня она составляет 25 км/ч в то время, как до реконструкции не превышала 13-ти;

— Почти в 2 раза уменьшились интервалы движения;

— Время в пути также кратно сократилось.

Все эти достоинства новой трамвайной сети оценили горожане. При наличии альтернативных видов городского общественного транспорта в этом районе, пассажиры активно «голосуют» своими проездными и приобретенными разовыми билетами за современный трамвай. До реконструкции сети пассажиропоток на 4 маршрутах составлял в среднем 47,5 тыс. пассажиров в день. В настоящее время он доходит до 90 тыс.

По прошествии первого года работы проект скоростного трамвайного сообщения «Чижик» уже показал себя как успешный пример государственно-частного партнёрства в сфере легкорельсового общественного транспорта. Эффективная реализация сложного инфраструктурного проекта привлекает к нему внимание со стороны многих регионов Российской Федерации.

Созданная в Красногвардейском районе современная скоростная трамвайная сеть «Чижик» имеет 4 маршрута:

  • № 8 — От станции метро «Ладожская» по проспекту Косыгина и Наставников до Хасанской улицы

  • № 59 — От станции метро «Ладожская» по проспекту Косыгина и Наставников, далее по улице Потапова до трамвайного депо «Чижик»

  • № 63 — От станции метро «Ладожская» по проспекту Косыгина и Наставников, далее по Ириновскому проспекту до улицы Передовиков

  • № 64 – От станции метро «Ладожская» по проспекту Косыгина и Наставников, далее по Ириновскому проспекту и Рябовскому шоссе до Ржевской площади

ИННОВАЦИИ


Комфорт


Остановочные пункты нового трамвайного сообщения «Чижик» разработаны с учетом максимального комфорта для ожидающих пассажиров. Остановки хорошо защищены стеклянными экранами, предохраняющими от дождя, брызг, пыли и ветра. Они достаточно широкие и оборудованы:
• Навесом;
• Местом для сидения;
• Схемой маршрутов;
• Электронными табло, информирующем о времени прибытия трамвая и маршруте его следования;
• Системой для ориентации слабовидящих пассажиров «говорящий город»;
• Кнопкой экстренной связи;
• Системой видеонаблюдения.


Скорость


Для обеспечения высокой средней скорости движения трамвая и соблюдения расписания предусмотрено устройство автоматизированной системы приоритетного проезда трамвая.
Обособленный трамвайный путь обеспечивает беспрепятственное движение. При проезде перекрестков предоставляется отдельная выделенная фаза светофорного регулирования. Фазы переключения светофоров рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить приоритет проезда трамвая и создать наименьший дискомфорт для пользователей индивидуального транспорта.
На каждом трамвае и на путях установлено оборудование, позволяющее точно определять местоположение и скорость движения транспортного средства. Все данные поступают в диспетчерский центр. С помощью специального программного обеспечения, поступающий данные обрабатываются и по особому алгоритму прогнозируют движение трамвая с необходимой скоростью на текущем участке сети. Эти данные передаются на трамвай в «режиме реального времени» и водитель видит, с какой скоростью он должен вести трамвай. Тем самым обеспечивается точное соблюдение расписания движения.
Безопасность
В целях недопущения столкновения трамваев вся трамвайная сеть разделена на участки. Для каждого участка в каждый момент времени определяется доступность для проезда трамвая. В случае, если по каким-либо причинам водитель трамвая не санкционированно попытается проехать на занятый участок, то автоматика принудительно остановит трамвай.
Все трамваи оснащены системой передачи сигнала тревоги от водителя трамвая. Внутри каждого трамвая установлены видеокамеры. Диспетчер в любой момент времени по сигналу тревоги или в случае необходимости может связаться с водителем трамвая, получить видеоизображение от камер внутри трамвая и действовать в соответствии с ситуацией.
На каждой остановке установлены видеокамеры и тревожная кнопка связи с диспетчером. В случае необходимости пассажир может связаться с диспетчером и сообщить о нештатной ситуации.
Для оперативного реагирования на нештатную ситуацию на платформах постоянно находятся сотрудники службы контроля.


ТЕХНОЛОГИИ


При реализации проекта — устройстве трамвайного пути — на обособленном полотне на перегонах, в том числе участках кривых радиусом 200 метров и более применена рельсошпальная конструкция с рельсами железнодорожного типа Р65, на железобетонных шпалах. На участках обособленного полотна, расположенного в границах проспекта Наставников и Ириновского проспекта произведено устройство рельсошапльной решетки с щебеночным балластом и покрытие из железобетонных плит.
На обособленном трамвайном полотне в границах участков кривых радиусом менее 200 метров, а также на перекрестках, в границах пешеходных переходов, прилегающих к перекресткам, конструкция верхнего строения пути выполнена на фибробетонной плите с использованием закаленных желобчатых рельсов трамвайного типа.
Для обеспечения надежности и долговечности конструкции монолитная фибробетонная плита выполнялась с использованием полимерной фибры с однослойным армированием на выравнивающем слое из тощего бетона.
Проведенная модернизация конструкции трамвайных путей привела к существенному уменьшению шума и улучшению транспортно-эксплуатационных характеристик конструкции.
Данная конструкция трамвайных путей применяется за рубежом и обеспечивает минимальное акустическое воздействие, возникающее при взаимодействии подвижного состава с основанием трамвайных путей, а также приводит к снижению вибрации при единовременном обеспечении скоростного режима движения трамваев.
На всех трамвайных узлах применены только двухперьевые стрелочные переводы с гибкими остяками и сварными крестовинами, которые обеспечивают расчетную скорость прохождения подвижного состава до 20 км/ч в любом направлении. Механизмы стрелочных переводов оснащены гидромеханизмом с контролем положения остряка. Стрелочные переводы оснащены автоматизированным электрообогревом, а также автоматизированной системой блокировки трамвайных путей.
Электронное управление подачей смазочного материала на контактные точки между рельсом и стальным бандажом обеспечивает значительное снижение стирания материала бандажа и рельсов и обеспечивает их долговечность.
Смазка наносится на боковую часть рельс вначале кривой по ходу движения подвижного состава с помощью путевого лубрикатора, который представляет собой минеральное базовое масло, загущенное литиевым мылом с добавлением графитового порошка и комплекса присадок. Смазка обладает высокими адгезионными, противозадирными свойствами в сочетании с долгосрочной защитой металла от коррозии. Смазка работоспособна в интервале температур от — 40 до + 100 °C.


ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ


В рамках проекта закуплено 23 высокотехнологичных трамвая «Чижик». На сегодняшний день трамвайный вагон «Чижик» (Stadler В85600М) является самым длинным в мире трехсекционным трамвайным вагоном.
Уникальный дизайн и компоновка трамвая «Чижик» разрабатывались индивидуально, под требования технического задания в рамках концессионного проекта создания и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
В комплекс его отличительных характеристик входят нестандартная длина — 33,45 метра, просторный салон, наличие двух кабин управления и внушительная пассажировместимость до 376 человек.
Вагоны имеют пять двустворчатых дверей и полностью пониженный пол, что обеспечивает легкость посадки и выхода, а также доступность этого вида транспорта для маломобильных групп пассажиров. Салоны оснащены современными системами кондиционирования и обогрева, предусмотрены площадки для детских колясок и инвалидных кресел. Внутри каждого трамвая установлены информационные табло и аудиоинформаторы сообщающие о маршруте движения и следующих остановках.
Система информирования пассажиров обеспечивает информационную совместимость с абонентскими устройствами, находящимися в эксплуатации у членов Санкт-Петербургской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Облигационные выпуски А1 Б А2 А3 А4
Тип Неконвертируемые процентные документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением
облигаций
№ гос.регистрации / идентификационный № выпуска облигаций 4-01-36523-R 4-02-36523-R 4-03-36523-R 4-04-36523-R 4-05-36523-R
ISIN RU000A0JWU31 RU000A0JWU23 RU000A0ZYBA9 RU000A0ZYGF7 RU000A0ZYGG5
Дата размещения выпуска 27.09.2016 27.09.2016 09.11.2017 27.09.2019 12.12.2018
Объем выпуска, тыс.руб. 1 241 000 2 013 083 3 533 000 1 374 000 3 752 000
Дата погашения 23.09.2033 20.09.2046 31.12.2033 31.12.2033 31.12.2033
Рейтинги RU AA- RU A+ RU AA- RU AA- RU AA-
Концессионер Общество с ограниченой отвественностью «Транспорная концессионная компания »
Концедент г. Санкт-Петербург
Название Создание, реконструкция и эксплуатация трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
проекта
Номер Концессионного соглашения 27-С
Дата Концессионного соглашения 30.05.2016
Объект Создание, реконструкция и эксплуатация трамвайной сети в Красногвардейском районе г. Санкт-Петербурга
Концессионного соглашения
Тип проекта новое строительство и реконструкция
Актуальная стадия проекта Эксплуатационная
Период реализации 30 лет
Отрасль проекта Транспорт
Софинансирование в соответствии с условиями Концессионного соглашения Государственный грант — 1,3 млрд. руб.
Субсидия на строительство — 1,6 млрд. руб.
Страхование Страхование ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страхование гражданской ответственноти перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
Страхование имущества
Ключевые обязательства Концедента Предоставление земельных участков с заключением договоров аренды для целей строительства инфраструктуры трамвайной сети
Участие в финансировании создания Объекта Концессионного соглашения на стадии строительства в соответствии с условиями Концессионного соглашения
Компенсация концессионеру дополнительных расходов в случае наступления особых обстоятельств
Предоставление финансирования на стадии Эксплуатации в объеме, определенном условиями Концессионного соглашения
Приемка Объекта Концессионного соглашения по окончании срока действия КС
Ключевые Привлечение финансирования для реализации проекта
обязательства Концессионера Организация и контроль за качеством создания объекта
Эксплуатация объекта концессионного соглашения:
1. содержание и поддержание в надлежащем состоянии, включая обеспечение ремонтов Объекта
2. организация пассажирских перевозок по установленным КС маршрутам
3. организация системы сбора оплаты
Обслуживание и возврат привлеченного финансирования
Передача объекта КС концеденту по окончании срока действия КС

Зеленая политика и социальная ответственность 

14 июля 2020 года «Транспортная концессионная компания» получила Независимое заключение рейтингового агентства «Эксперт РА» о соответствии ценных бумаг компании (облигации класса А1, А2, А3, А4, Б) принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA). При подготовке заключения рейтинговым агентством использовалась Политика ООО «ТКК» в области зеленого финансирования. Обращающиеся выпуски Облигаций ООО «ТКК» полностью соответствует четырем базовым критериям принципа зеленых инвестиций, а именно:

— Использование средств;

— Процедура отбора проекта и транспарентность эмитента на предварительном этапе;

— Обособленность учета;

— Раскрытие информации.

Выпуски облигаций ООО «ТКК» класса А1, А2, А3, А4 внесены в Реестр  зеленых и социальных облигаций российских эмитентов INFRAGREEN.

21 марта 2019 года в целях повышения экологической устойчивости при реализации проектов в сфере городского общественного транспорта Директор ООО «ТКК» С.А.Окутин издал приказ о создании «зеленого комитета» и утверждение «зеленой политики» компании. Текст приказа

12 декабря 2018 года компания ООО «ТКК» присоединилась к инициативе НАКДИ в области устойчивого развития и «зеленых» инвестиций.  Текст приказа

Проект «Чижик» – первый в России пример успешного государственно-частного партнёрства в сфере легкорельсового транспорта и первый в стране инфраструктурный проект, поддержавший Концепцию «Устойчивого развития и «зелёных» инвестиций».

Следование мировым трендам в сфере развития общественного транспорта 

Проект комплексной реконструкции трамвайного движения «Чижик» следует в русле мировых трендов, в числе которых сохранение окружающий среды, поскольку трамвай является одним из наиболее экологически чистых видов общественного транспорта.

Кроме того, создание стабильно работающей трамвайной сети «Чижик», где трамваи ходят быстро и с минимальными интервалами, может стать для горожан стимулом для отказа использования личного автотранспорта, который является главным загрязнителем современных городов.

Подвижной состав 

Развитие электротранспорта – это прямая забота об экологии.

Трамвайные вагоны «Чижик» перевозят до 90 тысяч пассажиров в сутки и, в отличие от автобусов и легковых автомобилей, не выделяют в окружающую среду вредных и токсичных выбросов – угарного газа и диоксида азота.

Трамвайные вагоны соответствуют принципам «Zero Emission» и не выделяют в окружающую среду вредных и токсичных выбросов. Так, 7 курсирующих по маршруту №8 «Чижиков» при текущей загрузке буднего дня перевозят до миллиона пассажиров в месяц за 9.5 тыс. рейсов вместо 33 тыс. рейсов автобуса вместимостью 120 человек или более 800 тыс. поездок легкового автомобиля, что позволяет защитить воздух от выбросов 8 (192) кг углеродов, 12 (307) кг угарного газа и 9 (230) кг диоксида азота при сравнении с автобусом (автомобилем) стандарта ЕВРО-5.

Экологически чистый, экономичный и практически бесшумный подвижной состав. Снижение уровня шумовой нагрузки при движении трамвая в кривых до 30% за счет применения устройств лубрикации рельсов с био-разлагаемой экологичной смазкой.

Технологические решения, применённые при изготовлении трамваев «Чижик», обеспечивают его надёжность, долгий срок эксплуатации, а также лёгкость и быстроту при обслуживании и ремонте.

Основные качественные показатели работы на начало 2019 года:

До реконструкции После реконструкции
Пассажиропоток — 18 000 пассажиров на двух маршрутах в день Пассажиропоток — 55 000 пассажиров на двух маршрутах в день
Количество трамваев на 3 на маршрутах — 42 единицы Количество трамваев на 4 маршрутах – 20 единиц
Средняя скорость — 13 км/ч Средняя скорость 25 км/ч

 Первое в Санкт-Петербурге современное трамвайное депо

 При строительстве депо на улице Потапова применены только современные архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-

технические решения. Данные решения, в сочетании с приборами учёта используемых энергетических ресурсов, позволят обеспечить соответствие нового депо самым строим требованиям энергетической эффективности. Применяемые при на улице Потапова современные материалы, оборудование и технологии позволят исключить нерациональный расход энергоресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, так и в процессе эксплуатации депо.

Социальная ответственность

 «Транспортная концессионная компания» осуществляет деятельность, направленную на развитие и реализацию проектов в транспортной инфраструктуре. Нацеленная на устойчивый рост, компания стремится создать благоприятную среду своего функционирования и добиться эффективного взаимодействия и конструктивных партнерских связей со всеми заинтересованными сторонами. Исходя из этого, определены приоритетные направления социальной ответственности:

  • ответственность компании перед пользователями транспортных услуг – сохраняются все общегородские тарифы и льготы;
  • общедоступность трамвая для маломобильных групп – полностью пониженный пол, среда без ступеней, площадки для колясок, система для слабовидящих пассажиров «говорящий город»;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • безопасность работников на рабочем месте;
  • стабильная, достойная оплата труда;
  • гарантия социального и медицинского страхования работников;
  • предоставление персоналу возможности дополнительного обучения – повышения квалификации и программы подготовки;
  • забота об окружающей среде – бесшумные технологии и экологически чистый транспорт;
  • эффективное взаимодействие с органами власти, бизнес сообществами и деловыми партнерами в интересах развития транспортной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам.

   Документы:

Положение о Комитете по зеленым инвестициям ТКК