Глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков (Фото: сайт Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти)
Сроки реализации реформы общественного пассажирского транспорта в Петербурге изменились; скорректирована и модель маршрутов, по которым будут возить горожан. Но от главного принципа реформы Смольный не отказался — коммерческие «маршрутки» должны уйти в прошлое. О том, насколько оправданы опасения пассажиров и перевозчиков по поводу реформы, о новых типах автобусов и трамваев, о судьбе кондукторов и перспективах городской электрички — в интервью РБК Петербург председателя городского комитета по транспорту Кирилла Полякова.

КАКИЕ МАРШРУТЫ БУДУТ ЗАКРЫТЫ

— Какие изменения в первоначальной модели организации общественного транспорта произведены за два прошедших года?

— За два года у нас в Петербурге было построено много новых школ, жилых комплексов. Все их надо обеспечить транспортом. Для этого корректировали маршрутную сеть. Это первое изменение, внесённое в документ. Второе важное изменение — это абсолютно новый подвижной состав со 100%-ой доступностью маломобильных граждан, которых, к сожалению, немало в Петербурге.

— Удалось договориться с производителями о поставке в Петербург 2662 новых автобусов, как планировалось?

— Да. Их будет даже больше — окончательная цифра появится после утверждения расписания.

— При закрытии коммерческих маршрутов могут появиться лакуны — территории без удобного транспорта. Это основное опасение пассажиров.

— Мы закрываем коммерческие маршруты, которые дублируют маршруты социальных перевозок. В том числе, дублирующие ветки метро. На этих маршрутах мы увеличим количество подвижного состава, чтобы обеспечить провозную емкость, аналогично существующей сегодня. Что касается коммерческих маршрутов, обеспечивающих уникальные транспортные связи — мы их переводим в социальный режим.

Наша модель достаточно гибкая. Если, например, в связи с введением новых маршрутов на каких-то направлениях поменяется транспортное поведение людей — они поедут от одной точки до другой по-другому — и на каких-то направлениях автобусы окажутся переполненными, то мы туда будем оперативно добавлять подвижной состав. А если маршрут окажется маловостребованным пассажирами, то мы сможем уменьшить количество автобусов на таком направлении. 44-ФЗ это позволяет в пределах 10% от общего количества маршрутов.

«Если в связи с введением новых маршрутов на каких-то направлениях автобусы окажутся переполненными, то мы туда будем оперативно добавлять подвижной состав»

— Есть малопопулярные маршруты, которые, однако, нельзя закрывать…

— Да, у нас есть маршруты, где пассажиропоток — 15 человек в день. Там будут автобусы малой вместимости, но с доступностью для маломобильных граждан. Таких маршрутов незначительное количество.

БУДУЩИЕ ТАРИФЫ И ОПЛАТА

— Вы планируете увеличить разнообразие тарифов для пассажиров, как это сделано в городах Европы?

— У нас сейчас есть 90-минутный тариф, он пользуется популярностью у тех, кто использует несколько видов транспорта. Мы планируем ввести еще 60-минутный тариф на наземный транспорт всех видов.

— Кондукторы останутся? Некоторые эксперты говорят, что без них резко упадут платежи.

— У нас есть результаты эксперимента по безкондукторной оплате проезда с использованием контролеров. Мы понимаем, на каких маршрутах и как надо работать. Поэтому на части маршрутов «Пассажиравтотранса» кондукторы пока останутся, но на новых маршрутах, которые будут разыграны по конкурсам, будем работать по модели контролеров, а не кондукторов.

Наша цель — полностью уйти от наличной оплаты проезда. Это пережиток прошлого. И петербуржцы, как мы убедились, с этим согласны. В существующей сети ГУПов, «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» за прошлый год количество наличных расчетов сократилось примерно в два раза. Люди предпочитают безналичную оплату — еще и потому, что это выгоднее. Билет за наличные стоит 55 рублей, а по «Подорожнику» — 38 рублей. Мы будем улучшать механизмы безналичной оплаты. «Подорожник» скоро можно будет пополнять через интернет. Весь подвижной состав будет оборудован валидаторами со всеми возможными способами оплаты, в том числе и мобильным телефоном.

«Наша цель — полностью уйти от наличной оплаты проезда. Это пережиток прошлого»

Источник: https://www.rbc.ru/spb_sz/10/04/2021/607164239a794764459cd5db