Частно-государственные трамваи уже ждут инвесторов, но не всех

Бюрократии в концессиях на транспорте будет меньше

Автор: Александра Медведева

Частный трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге.
© Александр Гальперин/РИА Новости
Упрощенные конкурсные процедуры будут действовать для участников концессионных соглашений государственно-частного партнерства по проектам наземного общественного транспорта. С 12 мая 2022 года вступает в силу закон, принятый по инициативе российского Правительства, который совершенствует эту сферу экономических взаимоотношений. В Петербурге, где уже несколько лет реализуется успешный опыт ГЧП на транспорте, считают, что документ устраняет противоречия, тормозящие развитие подобных прорывных проектов.

Кроме ЕврАзЭС
Закон №126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствует взаимоотношения между инвестором и властями при запуске общественного транспорта на основе концессий и государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства.

Документ упрощает конкурсные процедуры и получение необходимых разрешений на перевозку пассажиров. Указано, что в концессии, концедентом по которой выступает муниципальное образование, в качестве самостоятельной стороны может участвовать субъект Федерации.

Закон сразу решает спорный вопрос регулируемого тарифа за проезд в таком транспорте, запущенном, в том числе, на средства частного инвестора: стоимость проезда должна быть не выше максимальной цены во всем остальном пассажирском транспорте в регионе.

Самой главной новацией стал запрет участвовать в таких концессиях иностранным инвесторам или российским компаниям, с ними аффилированным. Исключение сделано только для членов Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.

Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов, ранее занимавший пост министра транспорта России, считает, что документ «подружил» общественный транспорт и бизнес.

«Законодательством устранены противоречия между концессионным соглашением и законом о регулярных перевозках. Внесенные изменения убрали необходимость концессионеру проходить дополнительный отбор либо на право заключения государственного или муниципального контракта, либо на получение свидетельства об осуществлении перевозок», — отметил Соколов, комментируя «Парламентской газете» вступивший в силу документ.

Он напомнил, что ранее закон о регулярных перевозках не предусматривал никаких исключений ни для концессионеров, ни для частных партнеров по соглашениям о ГЧП. Теперь они, наконец, появились, что сделало транспортную отрасль коммерчески привлекательнее.

«Отмечу, что в отношении, например, проекта трамвайной линии «Чижик» специфика концессионного соглашения уже была учтена законодательством Петербурга. Это в очередной раз показывает, с каким вниманием в Петербурге разрабатываются даже первые в своем роде проекты», — добавил чиновник.

Частный трамвай для Петербурга
В Северной столице уже реализован первый в России успешный опыт государственно-частного партнерства в сфере легкорельсового транспорта. В Красногвардейском районе города по выделенным путям курсируют изготовленные в Белоруссии зеленые трамваи «Чижик», оснащенные по последнему слову техники. Они обслуживают четыре маршрута — «куст» неподалеку от Ладожского вокзала.

Это единственная в стране трамвайная сеть, где делали комплексную реконструкцию с расчетом на применение цифровых технологий и средств автоматизации. Для запуска проекта реконструировали более 14 километров трамвайных путей и контактной сети, создали 40 остановок, три разворотных кольца, приобрели 23 низкопольных трамвая.

Максим Соколов уточнил: «Трамваи «Чижик» полностью интегрированы в городскую транспортную систему, работают в полную силу на всех маршрутах и востребованы жителями Красногвардейского района. Такой успешный опыт позволяет планировать и следующие трамвайные концессии в Петербурге».

Источник: https://www.pnp.ru/economics/byurokratii-v-koncessiyakh-na-transporte-budet-menshe.html